Об этом сообщил Центробанк. Но означает ли это сокращение всего рынка черного нала? И на что надеяться предпринимателям, которых уже заподозрили в серых схемах?
Фото: Денис Абрамов/ТАСС
Московский бизнесмен Алексей — один из тех, кто пострадал от беспощадной борьбы ЦБ с сомнительными операциями. Предпринимателю принадлежит фирма, работающая с 2013 года. Важный нюанс — это строительная компания, а такие предприятия традиционно подозревают в незаконной обналичке. И даже то, что фирма активно участвует в госзакупках, не помогло.
«Сижу я как-то в офисе, — рассказывает Алексей. — Приходит СМС из банка: счет заблокирован. Разрешается только платить налоги и выплачивать зарплату». Он приехал в банк, пытался выяснить причину. Естественно, не выяснил, банки об этом обычно предпочитают молчать. При этом компания довольно редко пользуется наличными.
«У нас не было жесткой обналички, потому что у нас все шло официально. Да, естественно, мы снимали на какие-то хозяйственные нужды. Поскольку занимаемся ремонтом и строительством, то нам некоторые товары было дешевле покупать на строительных рынках. У нас имеются абсолютно все чеки, вся первичка, которую банк даже не запросил. У меня обязательства перед людьми, перед моими контрагентами. Я бы сравнил эту ситуацию с тем, что мне просто выкрутили руки и поставили меня на колени, и, вообще, какие-то там доводы о том, что я добросовестный предприниматель, банк вообще не принял».
Сама по себе новость от ЦБ звучит позитивно. Объем сомнительных операций в банковском секторе сократился в два раза. За полгода он составил меньше 50 млрд рублей. Регулятор действительно ужесточил борьбу с обналичкой. Банки могут заморозить счет, если какая-нибудь транзакция им лишь покажется подозрительной. Мне как-то объясняли в ЦБ критерии. Допустим, какая-нибудь компания покупает у другой компании какое-нибудь оборудование, связанное с морем. И при этом город, где фирма ведет свою деятельность, от моря весьма далеко. Но сейчас доходит до того, что блокируют счета предпринимателям, когда они элементарно покупают машину. И в этом тоже есть свой резон: обналичка с помощью фиктивной покупки машины — очень популярная схема. Еще год назад ЦБ сообщал, что через автосалоны проходит большой объем обнальных операций.
Да, обнал через банки сократился. Но он просто ушел в другие места. И услуги эти по-прежнему очень популярны. О чем свидетельствует комиссия при покупке кеша. Рассказывает директор Crime Finance, бывший «обнальщик» Евгений Виноградов.
Евгений Виноградов директор Crime Finance «Обналичивание денег с каждым годом все труднее и дороже. Давайте, допустим, определим какую-нибудь условную цену. 15% сейчас при определенных условиях, например, при нескольких днях выдачи. При аналогичных условиях прошлого года она была примерно на 3-4% ниже, то есть где-то 11-12%. Соответственно, цена за год значительно подросла».
О том, что с обнальными операциями действительно активно борются, вероятно, свидетельствуют и недавние аресты офицеров ФСБ, которые как раз и покрывали этот бизнес. Кроме того, спецслужба проявила внимание к оптовым рынкам — это тоже большие центры обнала.
Победы в этой борьбе все равно не будет. Серый кеш прочно встроен во всю экономическую систему. Вот только если почитать банковские форумы, то становится понятно: блокировок за подозрительные операции, на которые жалуются бизнесмены, меньше не становится. И кстати, когда банки не объясняют, за что именно они блокируют счета, может быть для предпринимателя благом. Например, нашему герою Алексею сказали: если мы объясним, за что мы вас заблокировали, и дадим этому официальный ход, вас вообще никогда больше не будут обслуживать ни в одном банке. В общем, проявили гуманность.