В минском аэропорту с 4.22 воскресенья, 29 сентября, не было электричества. Рейсы задержаны, не работали все системы аэропорта, люди ждут в здании своих вылетов. По состоянию на 9.18, не вылетели вовремя 8 рейсов.
Фото: Анна Крылова
Что говорят пассажиры?
— Информации никакой нет, никому ничего не говорят, компьютеры не работают, разметка не работает, кассы и стойки регистрации тоже. Дети спят на полу. Администрация на связь не выходит, людям не предложили ничего — ни воды, ни еды. Несколько минут назад по громкой связи объявили пожарную тревогу и срочную эвакуацию. Люди стоят в аэропорту, никого так и не эвакуировали, — сообщила TUT.BY Ольга, она в аэропорту с 6 утра.
Видео: Анна Крылова
Открыть/скачать видео (3.24 МБ)
— Люди просят воды и еды у работников аэропорта. Купить ничего нельзя. Кассы не работают, — сообщает Анна Крылова. По ее словам, воды потом все же пассажирам принесли. Позже, говорит пассажирка, пообещали горячее питание детям.
Видео: Анна Крылова
Открыть/скачать видео (983.89 КБ)
— Находимся в самолете рейсом «Аэрофлота» на Шереметьево, взлет не разрешают. Пассажиры стыковочных рейсов очень нервничают, — сообщал нам Дмитрий.
Видео: Владимир
Открыть/скачать видео (838.62 КБ)
Судя по табло вылетов аэропорта, по состоянию на 8.45 еще были задержаны несколько рейсов, уже в 09.00 посадка на все была завершена.
Что говорят энергетики?
Как сообщил TUT.BY представитель «Белэнерго» Александр Мальков, проблема на стороне аэропорта — энергетики исправно снабжают электроэнергией местную подстанцию.
— Утром 29 сентября осуществлялось надежное внешнее электроснабжение национального аэропорта. Высоковольтные линии 110 кВ и оборудование подстанции «Аэропорт» принадлежащие РУП «Минскэнерго» работали без сбоев. Отключения электроэнергии в национальном аэропорту связаны с техническими неполадками на энергетическом оборудовании, принадлежащем Национальному аэропорту.
Работники РУП «Минскэнерго» оказали необходимую техническую помощь специалистам энергослужбы Национального аэропорта для скорейшего восстановления надежного энергоснабжения потребителей, подключенных к секциям 10 кВ подстанции «Аэропорт».
Что говорит аэропорт?
— Зафиксированы сбои в подаче электроэнергии. Администрация аэропорта приносит свои извинения за временные неудобства при регистрации. Проводятся все необходимые работы и мероприятия, направленные на скорейшее восстановление подачи электроэнергии, — сообщила TUT.BY пресс-секретарь аэропорта Ромина Саматханова.
По ее словам, около 8.20 утра подача электроэнергии восстановлена.
— Устранены перебои в подаче электроэнергии. Аэропорт перешел на работу в штатном режиме.
По словам представителя аэропорта, в здании аэровокзала по требованию пассажирам предоставлялась питьевая вода, также аэропорт организовал дополнительные места для того, чтобы пассажиры могли сесть.
В таких ситуациях аэропорт не должен предлагать пассажирам горячее питание — только прохладительные напитки.
Пожарная тревога с требованием эвакуации, поясняет Ромина Саматханова, срабатывала из-за перебоев в сети — возгорания в здании аэровокзала не было. В аэропорту сожалеют, что объявления напугали пассажиров, и уверяют, что если бы необходимость была реальной, работа всех служб была бы направлена на обеспечение безопасности пассажиров.
— Сейчас аэропорт делает все возможное, чтобы ускорить восстановление работы в штатном режиме всех необходимых операций: регистрации, обработки багажа и других, — сообщила Ромина Саматханова.
По ее словам, по состоянию на 9.18, не вылетели вовремя 8 рейсов. С прилетом проблем не было — самолеты принимались по расписанию.
Причина отключения пока неизвестна, работают специалисты.
Не в первый раз
Подобная ситуация уже происходила в аэропорту две недели назад — 13 сентября. Около 22.05 пропал свет, примерно 45 минут жизнедеятельность аэропорта поддерживалась при помощи автономных источников питания и аварийных источников освещения. Тогда задержались около 5 рейсов, которые вылетали из Минска. В среднем время задержки составило 30 минут.
В предыдущем случае проблемы с электроэнергией, по словам энергетиков, тоже были именно на стороне аэропорта.
Что могут требовать в таких случаях пассажиры?
Общие правила
Международные правила перевозок ИАТА (Международной Ассоциации авиаперевозчиков) и Монреальская конвенция — основные документы, которые дают пассажирам право на базовые удобства при задержке и отмене рейса.
— Общие правила такие: спустя два часа задержки рейса пассажир имеет право на прохладительные напитки и холодные закуски. Раз в три-четыре часа авиакомпания должна предоставлять напитки и питание. Спустя четыре часа задержки вы имеете право на горячее питание. Перевозчик должен дать пассажиру возможность сделать два телефонных звонка или отправить e-mail. Если вы путешествуете с ребенком не старше семи лет, вам должны предоставить комнату матери и ребенка. Если следующий рейс нужно ждать восемь часов днем и шесть часов ночью, вас должны разместить в гостинице и доставить туда и обратно, — объяснял TUT.BY ранее руководитель проекта Helpavia.com Сергей Готин. — В Беларуси и в странах ЕС, например, такие правила работают и для чартеров, и для регулярных рейсов, независимо от причины задержки рейса. Даже если самолет сломался или плохая погода.
Правило, что пассажира надо накормить и отправить отдохнуть в отель, если рейс задержан больше, чем на восемь часов, работает и для туроператоров, когда авиабилет — часть общего туристического пакета. Специалисты советуют «застрявшим» туристам искать представителя авиакомпании, пытаться связаться с туроператором.
Пассажир не может найти представителя авиакомпании, все телефоны молчат. Что делать?
— Нужно задокументировать, что вам никто не ответил. Например, набирать номер авиакомпании и записывать это на видео. Представитель авиакомпании явился, но отказывается от всего — записать на видео или диктофон. Не находите представителя авиакомпании — идете в службы аэропорта, просите найти представителя авиакомпании, документируете их отказ или подтверждение, что представитель не выходит на связь, — советует Сергей Готин.
Если и авиакомпания, и туроператор — в случае с чартерами — вас игнорируют, можно понадеяться на то, что ваши незапланированные расходы компенсируют позже.
— Суть в том, что пассажиру должны возместить расходы. Если авиакомпания не выходит на связь, пассажир, в принципе, может через два часа купить себе прохладительный напиток, через четыре — еду. Время и стоимость покупки документировать чеками, а потом уже направить их в авиакомпанию, — дает совет Сергей Готин. — На практике, конечно, могут быть сложности с получением таких компенсаций. Чтобы избежать сложностей, советуем пассажирам обмениваться контактами, формировать группу, а потом оформлять коллективные требования. Их гораздо сложнее игнорировать.
Особенно важно, отмечает собеседник, задокументировать факт задержки или отмены рейса для чартеров.
— Так как у чартерных рейсов нет расписания, на претензию перевозчик может утверждать, что никакой задержки не было. Поэтому старайтесь фотографировать все документы, которые могут подтвердить изначально запланированную дату/время вылета, фактического вылета и прилета в аэропорт назначения. Например, объявление туроператора в отеле, табло вылета в аэропорту.
И — бонус (но не в каждой ситуации)
Многие пассажиры, рейс которых задержали и отменили, имеют право на компенсацию, о которой даже не подозревают, — по регламенту ЕС № 261/2004. Этот регламент обязаны исполнять все авиакомпании, которые летают в ЕС или из ЕС, независимо от того, регулярный это рейс или чартерный.
На компенсацию по регламенту ЕС не стоит рассчитывать, если рейс задержали или отменили из-за плохой погоды, забастовки авиаперсонала, других форс-мажорных обстоятельств (например, военной операции). В других случаях она положена.
Если рейс задержали больше чем на три часа или вовсе отменили, если вылет задержали меньше чем на три часа, но из-за этого вы пропустили стыковку и прибыли в конечный пункт с опозданием более трех часов, если вам отказали в посадке из-за отсутствия свободных мест (овербукинг), можно рассчитывать на компенсации по регламенту ЕС. Это работает как для авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС, так и для не зарегистрированных в ЕС — на вылеты из аэропорта ЕС или Турции. В том числе — для чартеров и лоукостов.
Сумма компенсации на каждого пассажира может составить 600 евро, если расстояние от пункта отправления до пункта назначения более 3500 километров, 400 евро — если расстояние от 1500 до 3500 километров, и 250 евро — если перелет менее 1500 километров. Таким образом, семья из трех человек может претендовать на компенсацию от 750 до 1800 евро.
Срок давности зависит от авиакомпаний.