Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова обладает значительным опытом подготовки специалистов для работы в Арктике. Сегодня это учебное заведение– крупнейшее в отрасли. Вуз проводит обучение более 15 тыс. студентов по программам высшего и среднего профессионального образования, а также повышение квалификации и переподготовку более 20 тыс. специалистов водного транспорта. Университет обладает уникальными компетенциями и ресурсной базой, позволяющими обеспечивать кадровую составляющую различных аспектов арктических проектов. Об этом корреспондент «МФ» беседовал с ректором университета Сергеем Барышниковым.
Беседовал Петр Мамонтов, спецкор
МФ: Сергей Олегович, Международная морская организация (ИМО) успешно завершила работу по подготовке Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Кодекс охватывает полный диапазон требований не только для проектирования, постройки, оборудования, эксплуатации судов, но и для подготовки экипажа. Как, по каким направлениям возглавляемый Вами университет осуществляет такую подготовку?
– В подготовке кадров для Арктики мы исходим из того, что Полярный кодекс применяется к новым судам, построенным 1 января 2017 года или после этой даты, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС. Для судов, построенных до 1 января 2017 года, должно быть обеспечено соответствие применимым требованиям кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования квалифицированными специалистами морской отрасли.
На арктическом факультете университета реализуются образовательные программы подготовки бакалавриата по направлению «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», профиль «Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий» и профиль «Гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания», магистратуры, направленность «Гидрографическое обеспечение морского и речного транспорта». Работает аспирантура по научной специальности «Водные пути сообщения и гидрография», научная школа «Гидрографические исследования Северного морского пути». Программа подготовки гидрографов соответствует Международному квалификационному стандарту, разработанному Международной гидрографической организацией (IHO), Международной федерацией морских исследователей (FIG) и Международной картографической организацией (ICA).
МФ: Где проходит и в чем особенность подготовки членов экипажей морских судов?
– Подготовка курсантов – будущих моряков – осуществляется в одном из четырех институтов университета – в Морской академии университета.
Важнейшей составляющей учебного процесса остается плавательная практика курсантов, для осуществления которой используется победитель многочисленных международных регат парусник «Мир», а также суда стратегических партнеров института: группы компаний «Совкомфлот», Мурманского морского пароходства, Северного морского пароходства, Северо-Западного пароходства, «Росморпорта», «Атомфлота», «Норильского никеля», группы компаний Stena, Dynagas и др.
МФ: Известно, что ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – единственный в России и в мире вуз, в котором действует система подготовки инженеров специальностей, необходимых для эксплуатации гражданских атомных судов. Сколько специалистов подготовлено за время существования такой подготовки? Что изменилось за эти годы?
– С 1958 года было подготовлено более 1000 инженеров-атомщиков и более 3500 специалистов прошли различные формы повышения квалификации. Для проведения практической подготовки курсантов используются функционально-аналитические и полномасштабные тренажеры ЯЭУ атомных ледоколов проектов 10521Р, 10521С.
На кафедре университета установлена 3D-модель атомного двухосадочного ледокола нового поколения, которая используется для наглядного ознакомления курсантов с новыми разработками отечественных судостроителей. Преподавателями кафедры разработано, установлено и активно используется программное обеспечение для выполнения курсовых и дипломных проектов по дисциплинам «Основы теории ядерных реакторов» и «Судовые ядерные паропроизводящие установки».
МФ: Для Арктики нужны специалисты разных направлений, в том числе редких, например, гидротехников. Проводится ли их обучение в вашем вузе?
– Подготовка специалистов по гидротехническому строительству, которое особо востребовано в связи с необходимостью строить новые отгрузочные терминалы в арктических портах, проводится в Институте водного транспорта. Институт проводит обучение гидротехников широкого профиля по проектированию, строительству и эксплуатации водных путей, портов и гидротехнических сооружений.
МФ: А как сегодня обстоят дела с повышением квалификации и переподготовкой специалистов для арктических проектов?
– Обеспечение кадровой составляющей арктических проектов подразумевает не только подготовку молодых специалистов, но и повышение квалификации, переподготовку действующего персонала организаций и предприятий, в том числе экипажей судов и специалистов береговых служб.
С 2018 года развитие дополнительной подготовки специалистов для объектов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) будет осуществляться Институтом дополнительного профессионального образования (ДПО) университета совместно с кафедрой судовых ядерных энергетических установок факультета судовой энергетики института «Морская академия», которая уже более 20 лет готовит инженеров по эксплуатации судовых ЯЭУ.
Система подготовки предусматривает переподготовку специалистов для выполнения профессиональной деятельности, а также систематическое повышение квалификации командного состава судов и других плавсредств с ядерными установками. В частности, университет разработал и ввел в образовательный цикл такие программы, как «Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок»; «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов с ядерными энергетическими установками»; «Дополнительное обучение по вопросам ядерной и радиационной безопасности работников предприятий, осуществляющих ремонт судов с ядерными энергетическими установками гражданского назначения»; «Дополнительное обучение по вопросам ядерной и радиационной безопасности работников предприятий, осуществляющих строительство и ремонт гражданских судов и других плавучих объектов с ядерными энергетическими установками».
В общей сложности ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» за это время прошли более 1000 судоводителей более чем из 20 стран мира.
К настоящему времени с учетом накопленного опыта морским УТЦ Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработаны курсы для обучения экипажей эксплуатации судов в полярных водах. Ряд программ прошел международную аккредитацию одного из крупнейших классификационных обществ в мире – NKK (ClassNK), а также получил одобрение администрации Республики Маршалловых Островов. Ледовый тренажер Крыловского государственного научного центра, используемый университетом, позволяет эффективно отрабатывать все важнейшие практические навыки работы во льдах. Университет расширяет также сотрудничество с финскими коллегами, практические занятия проводятся в том числе на борту финского судна ледового класса в Балтийском море, а также на борту действующего ледокола в Санкт-Петербурге. Одна из новых программ – «Подготовка экипажа к эксплуатации судна в ледовых условиях и при низких температурах, работа экипажа в холодном климате и выживание на льду».
Подводя итог, могу заверить – Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова готов предоставить свои кадровые, технологические, научные и методические ресурсы для решения самых сложных задач, стоящих перед человечеством по освоению замерзающих арктических морей.
Мы готовы предложить:
– комплектование экипажей судов и береговых организаций молодыми специалистами – выпускниками университета;
– повышение квалификации, тренажерную подготовку, переподготовку специалистов по различным аспектам обеспечения безопасной эксплуатации морских и речных судов, объектов континентального шельфа, портов и терминалов, гидротехнических сооружений;
– проведение экспертиз, математического и тренажерного моделирования, исследование вопросов ледового менеджмента объектов морской нефте- и газодобычи, других направлений исследований.
Морской флот №2 (2019)