По мнению Boeing, Airbus получал дешевые кредиты для запуска программ A350, A380 и других :: A.Tchaikovski / Airbus
Теги: Новости, Авиакомпании, Промышленность, Финансы, Boeing, Airbus
Правительство США с 18 октября введет дополнительный 10%-ный таможенный сбор на воздушные суда, произведенные в Европейском союзе. Речь идет о новых самолетах и других летательных аппаратах (кроме ВС военного назначения) массой более 30 т, произведенных во Франции, Германии, Испании или Великобритании.
Этот шаг был сделан после того, как США выиграли крупнейшую арбитражную награду в истории Всемирной торговой организации (ВТО) в своем споре с Европейским союзом по поводу незаконных, по мнению американского правительства, субсидий Airbus. Решение арбитра ВТО по арбитражному разбирательству, инициированному США, было опубликовано на сайте организации 2 октября.
Ущерб, понесенный американской корпорацией Boeing, был оценен ВТО в 7,5 млрд долл. Поэтому организация позволила ввести США 100%-ные таможенные пошлины на импортируемые европейские продукты на эту сумму.
Однако, как заявило Торговое представительство США, пока будет введен 10%-ный таможенный сбор на воздушные суда и 25%-ный сбор на другие товары, включая популярные продукты питания (сыры, йогурты, оливковое масло, вино и др.), а также книги, одежду и т. д. Согласно правилам ВТО, решение арбитра является окончательным и не подлежит обжалованию.
«Мы планируем вступить в переговоры с Европейским союзом, направленные на решение этого вопроса, таким образом, чтобы это было выгодно американским работникам», — сообщает Торговое представительство США.
Многолетний спор
Как утверждает Торговое представительство США, судебные разбирательства по поводу сибсидий ЕС для европейского авиастроителя Airbus, нарушающих правила ВТО, длились почти 15 лет — с 2011 по 2018 г. При этом потерянный доход американских аэрокосмических компаний оценивается в сотни миллиардов долларов.
Но история взаимных претензий США и Евросоюза относительно государственной поддержки компаний Airbus и Boeing началась еще раньше, в 2004 г. Тогда Airbus подвергся жесткой критике за субсидии от правительств Великобритании, Германии, Испании и Франции. По мнению Boeing, Airbus получал дешевые кредиты для запуска программ A350, A380 и др.
В сообщении Торгового представительства США говорится, что помощь Airbus от ЕС привела к значительным потерям продаж больших гражданских самолетов Boeing (порядка 300 ВС), а также препятствовала экспорту ВС на рынки ЕС, Австралии, Китая, Кореи, Сингапура и ОАЭ. По данным ВТО, речь, в частности, идет о конкурирующих моделях A350XWB-900 (потерянные продажи Boeing 787-10 в 2013 г. в Singapore Airways), A350XWB-1000 (777-300ER в 2012 г. в Cathay Pacific Airways и в 2013 г. в United Airlines) и A380 (747-8I в 2012 г. в "Трансаэро" и в 2013 г. в Emirates).
Стоит отметить, что американский Boeing сам обвинялся в нарушении антимонопольного законодательства. Тогда, в 2012 г., комиссия ВТО осудила Boeing за получение государственных субсидий и налоговых льгот от правительства США на сумму около 5 млрд долл., что нанесло ущерб интересам Airbus.
Как заявляет Торговое представительство США, ВТО обнаружила, что только одна налоговая мера штата Вашингтон, обеспечивающая Boеing дополнительную гибкость ценообразования, не соответствует правилам ВТО.
Тем не менее ВТО намерена принять решение о субсидиях Boeing в начале 2020 г., что может привести к новому витку многолетнего спора между двумя конкурирующими мировыми авиастроителями.
Контрмеры
В своем официальном заявлении Airbus сообщает, что введение дополнительных пошлин на импорт самолетов или компонентов для них может нанести большой вред не только аэрокосмической промышленности, но и всей мировой экономике.
Сегодня около 40% закупок для самолетов Airbus приходится на поставщиков аэрокосмической техники США. В Мобиле, штат Алабама, расположены производственные площади компании по сборке самолетов A320 и A220. Учитывая это, правительство США не стало вводить пошлины на европейские комплектующие, используемые на заводе, чтобы не поставить под угрозу рабочие места для американцев.
"Airbus будет продолжать работать со своими американскими партнерами, клиентами и поставщиками, чтобы устранить все потенциальные последствия таких пошлин, которые будут препятствием для свободной торговли и окажут негативное влияние не только на американские авиакомпании, но и на американских поставщиков и авиапассажиров", — заявил генеральный директор Airbus Гийом Фори.
Как сообщают в Airbus, в ближайшие месяцы ВТО определит количество тарифных контрмер, которые ЕС может наложить на американскую продукцию, включая импортные самолеты Boeing, во встречном деле о незаконных субсидиях Boeing. Это даст ЕС основания требовать принятия контрмер по товарам США на уровне, который может превышать американские санкции. В случае применения эти пошлины с обеих сторон окажут серьезное влияние на промышленность США и ЕС, что приведет к высокой стоимости приобретения новых самолетов для авиакомпаний США и ЕС.
Единственный способ предотвратить это, по мнению Airbus, — урегулировать давний спор между США и ЕС в рамках переговоров.
Рост стоимости
Ввод дополнительных пошлин на импорт в США самолетов Airbus может привести к тому, что европейскому авиастроителю придется увеличить производство своей продукции на заводе в Алабаме.
Тем временем американская авиакомпания Delta Air Lines, количество заказов которой превышает 200 самолетов Airbus, включая 100 A321neo, обеспокоена тем, что их стоимость может возрасти. "Самолеты — это значительное приобретение, которое требует длительных сроков, часто на несколько лет вперед, — сообщил перевозчик. — Введение пошлин на самолеты, которые уже заказали американские компании, нанесет серьезный ущерб авиакомпаниям США и миллионам американцев".