Сейчас она практически остановилась. Даже если ради экономического рывка и решатся на приватизацию, то с учетом обычной скорости к запланированному рывку уже не успеют
Фото: Jean-Paul Pelissier/Reuters
Источники «Интерфакса» сообщили о планах Минфина на продажу пакетов в крупнейших компаниях. Однако в Минфине сообщили, что планы пока не поменялись. Нельзя сказать, что Минфин опроверг сообщение агентства, чей источник сообщил, что ведомство предложило внести в план приватизации «Аэрофлот», РЖД и Первый канал. Но пока этого в плане нет, о чем и заявили в Минфине.
Новую волну приватизации госкорпораций, конечно, исключать нельзя. Но, что касается РЖД, то часть ее активов уже продали частным собственникам. Это и перевозка грузов, и Центральная пригородная пассажирская компания, если проще — подмосковные электрички. Первый канал тоже частично принадлежит частникам, хотя контроль у государства. И с учетом убыточности телеканала, приватизация — скорее, вопрос политический.
А вот госпакет в «Аэрофлоте», конечно, частные инвесторы могли бы купить с удовольствием. Вот только, разговоры о приватизации национального авиаперевозчика ведут уже 15 лет, но продажу постоянно откладывают. Причем, против выступало и руководство корпорации, замечая, что государство получило бы не такие уж большие деньги. Да и в самом правительстве идея нравилась далеко не всем. Объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Частному собственнику, мягко говоря, не столь важны все те проекты, которые «Аэрофлот» реализует в рамках соцпрограмм — ему будет важна чистая прибыль. И, конечно, по этому показателю, «Аэрофлот» вполне имеет потенциал по значительному росту, но — ценой отказа от «плоских» тарифов, возможно, ценой отказа от отечественных самолетов и так далее».
Споры о приватизации еще и идеологические. Есть позиция Германа Грефа, который считает, что Сбербанк нужно полностью приватизировать. Так будет эффективнее. Власти, в том числе ЦБ, эту точку зрения не разделяют: государство должно сохранять контроль над такими институтами. Хотя с трудом представляется, что частным владельцам позволят совершить с банком что-то, что идет вразрез с госинтересами.
Также не очень верится, что частному собственнику крупнейшей авиакомпании дозволят отказаться от закупки российских самолетов. Да и частники их тоже купят, если они будут хорошими и экономически привлекательными. Что же касается эффективности, технологического развития компаний, которые сейчас принадлежат государству — то есть позиция главы Счетной палаты. В недавнем интервью Business FM Алексей Кудрин заметил, что большая доля государства в промышленности мешает выполнению нацпроектов и развитию экономики.
Алексей Кудрин глава Счетной палаты «Наличие этого большого сектора с очень вялыми программами научно-технического прогресса — одна из причин, почему мы сегодня не наращиваем так быстро производительность труда. По какой-то причине внутри государственного сектора нет достаточных стимулов. И мы понимаем, что эти стимулы, как правило, рождаются в области конкуренции, где больше частного сектора. И все ключевые прорывные компании в мире — это в основном частные компании. Поэтому наличие государственной собственности оказывается препятствием».
Последние годы происходил как раз обратный процесс: частные структуры переходили под крыло государства. Это было особенно заметно в нефтяной промышленности. А когда какие-то активы все-таки приватизировали, то делали это не столько ради эффективности, сколько ради поступлений в бюджет. Это вообще характерная тенденция. Когда у казны проблемы, сразу вспоминают о приватизации и действительно немного продают. Когда проблем нет, как сейчас, то о приватизации забывают.
За последние годы продажа крупных госактивов практически остановилась. И даже если ради экономического рывка и решатся на приватизацию, то с учетом обычной скорости к запланированному рывку уже не успеют. Разве что к следующему.